[Греч. Παύλος Α´ ὁ Ταβεννησιώτης], патриарх Александрийский (538/9 - ок. 540). Род. в г. Тарсе (ныне Тарсус, Турция). В зрелые годы переехал из Киликии в Египет, где стал насельником Тавеннисийского монастыря, однако из-за конфликта с братией был изгнан из обители. По всей видимости, конфликт носил вероучительный характер: П. являлся сторонником халкидонского Православия, а Египет с сер. V в. был оплотом антихалкидонитов (см. ст. Монофизитство). Затем П. отправился в К-поль, где познакомился с папским апокрисиарием диак. Пелагием (впосл. папа Римский Пелагий I). Последний рекомендовал его имп. св. Юстиниану I (527-565) в качестве кандидата на Александрийскую кафедру, с к-рой незадолго до этого был смещен патриарх-антихалкидонит Феодосий I. Рукоположение П. было совершено в столице патриархом К-польским свт. Миной, после чего П. отправился в Александрию. Согласно сообщению диак. Либерата Карфагенского († после 566), августальный префект Египта Родон (Rhodon // PLRE. Vol. 3. P. 1085-1086), вступивший в должность незадолго до этого, получил от Юстиниана письменные инструкции содействовать патриарху в искоренении антихалкидонской иерархии на территории провинции; прямая помощь П. была поручена некоему Арсению, одному из видных чиновников Александрии (Liberat. Breviar. 23 // ACO. T. 2. Vol. 5. P. 139-140).
Деятельность П. в Египте по продвижению халкидонского исповедания имела определенный успех, однако вскоре патриарх был низложен. Насколько можно судить по сообщениям источников, причиной этого стали интриги П. против магистра армии Илии (Elias 3 // PLRE. Vol. 3. P. 437-438), к-рый, по его мнению, препятствовал утверждению в Египте халкидонского учения. Патриарший эконом диак. Псой, находившийся в дружеских отношениях с Илией, решил предупредить последнего о возможной опасности и направил к нему курьера с письмом. Однако курьер был перехвачен, Псой арестован, а дознание было поручено провести Арсению, к-рый допросил диакона с применением пыток. В результате Псой скончался, а родственники и друзья умершего обратились к имп. Юстиниану с просьбой наказать виновных. Император немедленно отстранил от должности Родона и послал в Египет в качестве августального префекта сенатора Либерия, к-рому поручил разобрать дело об убийстве Псоя. Попытка П. и Родона возложить всю вину на Арсения не имела полного успеха. Либерий принял решение казнить Арсения, однако арестовал и Родона, отправив его на суд в столицу. Вопреки тому, что Родон ссылался на имп. поручение во всем содействовать П., он также был признан виновным. Дело П. было рассмотрено Собором в Газе, в к-ром участвовали патриархи свт. Ефрем Антиохийский (526-545) и Петр Иерусалимский (524-552). Несмотря на поддержку диак. Пелагия, также присутствовавшего на Соборе, П. был признан виновным в убийстве и низложен.
Прокопий Кесарийский в «Тайной истории» сообщает, что П. пытался вернуть себе кафедру, якобы предлагая Юстиниану 7 кентинариев золота, однако попытка не удалась из-за вмешательства папы Римского Вигилия (537-555). Иную версию событий предлагает прп. Феофан Исповедник (IX в.), к-рый утверждает, что П. лишь казался православным, будучи в действительности приверженцем Севира, патриарха Антиохийского († 538), к-рого он поминал за богослужением. По этой причине император отстранил П. от епископского служения, после чего тот удалился в Иерусалим, где и скончался.